Этот вид спорта официально признан в России и по всему миру. Однако так было далеко не всегда. В отличие от обычного спорта, где основным инструментом является все же ваше собственное тело, киберспорт без компьютера невозможен. А компьютеры как широко распространенные приборы появились не слишком давно. Ниже мы расскажем вам о том, с чего начинался киберспорт, какими были первые турниры и во что играли геймеры. Готовы? Поехали!
С чего начинался киберспорт
Современный подросток воспринимает компьютер как нечто тривиальное – что-то вроде холодильника или телевизора. Словом, обычная бытовая техника. У кого-то комп мощнее, у кого-то попроще, но наличие его считается обычным делом, ничего удивительного.
Однако всего каких-нибудь пятьдесят лет назад, в шестидесятые-семидесятые годы 20 века, даже само слово «компьютер» было малоизвестно простому обывателю. Компьютеры только-только перестали занимать половину комнаты, став более компактными, и оставались прерогативой научных институтов и исследовательских лабораторий.
Дело в том, что стоимость компьютера была просто заоблачной. Обычный человек попросту не мог бы себе его позволить. Поэтому иметь доступ к компьютеру могли только научные сотрудники. Кроме того, никаких игр для компьютеров ещё не было.
Мир уже знал примитивные игровые приставки, где можно было поиграть в пиксельные крестики-нолики и теннис. Однако компьютер воспринимался исключительно как лабораторная техника. Использовать его для игр пока ещё не пришло в голову никому, однако этот момент все ближе.
Первой игрой для компьютера стал прообраз современного шутера, космическая «стрелялка» Spacewar. Придуманная в 1962 году игра была очень популярной среди сотрудников институтов, её передавали от одной лаборатории к другой, улучшали и доделывали. Однако она, наверное, так и осталась бы обычным развлечением, если бы игру не заметил журналист из Rolling Stone, который как раз интересовался тематикой компьютерного развития.
Благодаря этому в 1972 году состоялся первый в истории турнир по компьютерной игре. Произошло это в Стэнфорде, в лаборатории по ИИ. Победитель, Брюс Баугард, получил в качестве приза подписку на год на тот самый журнал Rolling Stone. В этот момент началась история киберспорта.
Кто бы мог подумать, что через полвека состязания киберспортсменов будут собирать миллионные аудитории, а сам вид спорта получит официальное мировое признание.
Конечно, о первом «лабораторном» турнире было известно немногим. Чего не скажешь о втором – это соревнование по легендарной в то время игре «Космические захватчики» (Space Invaders). Чемпионат по ней был проведен компанией Atari в 1980 году и собрал около десяти тысяч участников. Это уже действительно было похоже на современные киберспорт игры.
А далее развитие и популяризация видеоигр начались бурными темпами. Немало этому поспособствовали телевизионные шоу, популярные в Америке в 80-е. Кроме того, тематикой видеоигр и соревнований по ним заинтересовался Уолтер Дей – предприниматель, который увлекался сбором сведений по рекордам на игровых автоматах и с этой целью ездил по всей Америке.
Его увлечение переросло в нечто большее, когда он основал собственную компанию, которая продолжила собирать статистику, а также продвигала «в массы» подобные соревнования.
В СССР тем временем вовсю шла перестройка. Компьютеры и игры на них все ещё оставались закрытой темой для обывателя. Но вот наступили девяностые, Союз распался и из-за границы на советского человека внезапно обрушилось море информации и товаров, в том числе бешено популярные в то время приставки на картриджах.
В то же время в Америке компания Nintendo провела крупномасштабный турнир, ради которого были разработаны специальные картриджи. Их, а ещё денежные сертификаты и машины получили победители чемпионата в трёх категориях по возрасту. Сейчас эти картриджи сделают честь любой геймерской коллекции.
Технический прогресс шел семимильными шагами, и вот мы уже видим легендарный первый турнир EVO. Потом будут бурные нулевые с Quake, CS;GO, развитием разных жанров компьютерных игр, первыми компьютерными клубами. Создаются и тренируются киберспорт команды, турниры становятся все более масштабными и значимыми, и призы уже составляют очень солидные суммы. Что такое киберспорт, теперь известно практически каждому. На этой базе возникла целая индустрия.
Современная киберспортивная индустрия – арены, спортсмены, турниры
Как и любой спорт, киберспортивные игры обзавелись невероятным количеством сопутствующей индустрии. Спортсменам нужна форма, место для турниров, их освещение в медиа, для фанатов выпускается масса атрибутики. Это настоящий огромный мир, и он продолжает расти и развиваться.
Лучшие кибер арены
Арены и игровые клубы, где проводятся современные турниры по киберспортивным играм, выросли из некогда скромных компьютерных клубов. Нынешняя арена представляет собой комфортное современное пространство, оборудованное отличной техникой, с возможностями для онлайн-трансляции и стримов.
Рассмотрим поближе лучшие кибер арены мира. В наш список вошли:
- Yota Arena;
- Киберспорт Арена;
- Ледовый дворец;
- Blizzard Arena;
- Commerzbank Arena.
Две из них находятся в России – это Yota и Ледовый дворец. Киберспорт в России по уровню своего развития ничем не уступает американскому или азиатскому, что совсем недавно подтвердил выигрыш Team Spirit в чемпионате мира по Дота 2.
Оба клуба являются самыми современными пространствами. Там есть как игровые зоны, так и места для зрителей, а также возможность купить что-то тематическое в торговых зонах или узнать последние новости киберспорта. На обеих аренах регулярно проводятся турниры, там тренируются киберспортсмены и приходят поиграть обычные геймеры.
Киберспорт Арена в Киеве известна всем, кто играет в CS;GO и Дота. Именно она стала центральным местом для всей Европы в дни проведения турниров по этим играм. Это одна из старейших арен Европы, прекрасно оборудованная и давно уже ставшая легендарной.
Арена Blizzard даже не нуждается в представлении. Невзирая на то что зал не может похвастаться большими размерами, он располагает всем необходимым для проведения матчей и турниров, отдыха и игр.
Франкфуртская арена Commerzbank необычна, потому что для неё арендуют домашний стадион команды «Айнтрахт». Насколько хорошо может смотреться киберспортивный матч на обычном современном стадионе? Организаторы уверяют: «На все сто!», и зрители, похоже, с ними согласны.
Известные команды
Теперь, когда про киберспорт знает почти каждый, имена киберспортсменов и названия команд слышали даже те, кто далёк от этого. Мало кто не знает, например, про оглушающий успех нашей команды на чемпионате по Доте. Почти все известные мировые киберспортивные команды – это лидеры по Доте и CS;GO. Дело в том, что эти две игры не только одни из самых старых, но и наиболее массовые.
Сейчас топ лидеров среди команд киберспортивных игр выглядит так:
- Natus Vincere (CS;GO);
- Gambit eSports (CS;GO);
- PSG.LGD (Dota 2);
- Team Spirit (Dota 2);
- Team Vitality (CS;GO).
Турниры и чемпионаты
Турниры и соревнования по киберспорту собирают огромное число зрителей как в самом зале, так и на онлайн-трансляции. Кто-то делает ставки на киберспорт команды, кто-то просто наслаждается игрой, а кто-то учится у профессионалов, анализируя их игру. Крупнейшие чемпионаты по киберспорту ежегодно проводятся по всему миру.
Среди них наиболее известными стали:
- The Internetional (по Дота 2);
- Fortnite World;
- LoL world chempional (League of legends);
- PUBG Global Chempionship (Королевская битва);
- Overwatch League.
Как стать частью мира киберспорта
Сегодня стать одним из тех, кто причастен к развитию киберспорта, достаточно просто. Для начала нужно определиться, каким киберспортом вы планируете заняться. Исходите из своих предпочтений. Сейчас огромное количество игр, где проводятся турниры, в том числе и для начинающих. Кроме того, вариантом, как попасть в киберспорт, может быть получение профессии менеджера кибериндустрии. В целом, киберспорт настолько всеобъемлющее понятие, что работать в этой сфере сможет практически каждый.