Самыми популярными спортивными симуляторами являются серии FIFA и PES. Еще каких-то 10 лет назад “Песка” была по многим позициям лучше “Фифы”, но со временем все перевернулось с ног на голову и компания Electronic Arts адаптировала собственное детище под новое направление футсима. В этой статье давайте ознакомимся с громким противостоянием игр от EA Sports и Konami.
История
На заре компьютерных игр, когда только начала развиваться индустрия, футсимы представляли собой нечто примитивное в плане геймплея и не отличались красивой графикой. Разработчики создавали различные тематические проекты, отличающиеся по качеству.
Выделялись тогда две серии — Winning Eleven и FIFA. Компания Electronics Arts получила лицензию на главные футбольные чемпионаты и могла использовать реальные имена игроков. Особый спрос на FIFA еще был из-за того, что аналогичным названием называется всемирная футбольная ассоциация. Это название знакомо огромному количеству людей (даже которые не увлекаются компьютерными играми, знают). Слово Soccer популярно только в США и Азии. Поэтому на европейском рынке можно было увидеть слабый спрос на “Песку”.
В начале двухтысячных годов у “Фифы” уже была огромная армия фанатов. Именно с того времени разработчики решили ежегодно делать версию. Тогда развитие технологий происходило быстрыми темпами и переходы завершались к моменту выпуска проекта.
FIFA 2003 стала истинным прорывом в мире футсимов. В ней появилось огромное количество лиг. Популярные спортсмены были в точности скопированы с настоящих звезд футбола и не только по внешнему виду, но и по стилю игры.
В Konami отлично знали, что за лицензию нужно заплатить немалые деньги. Поэтому разработчики PES решили сделать акцент на реалистичности игрового процесса. Японцам это удалось. Впервые в симуляторах футбола добавились реалистичные движения мяча, качественная графическая часть, натуральные столкновения футболистов во время матча и мелочи по типу игры рукой. “Песка” в 2005 и 2006 годах стала прорывом в мире спортивных симуляторов. В игру добавили различные явления погоды, изменялось время дня. Геймплей был максимально приближен к реальной игре в футбол.
Развитие серии FIFA в то время также не стояло на месте. В симулятор добавили режим “Карьера тренера”. Но футболистов так и называли деревянными из-за плохой физики. Геймплей казался очень простым и примитивным. Konami, в свою очередь, удалось решить проблему с лицензиями с помощью специальных патчей, в которых использовались настоящие имена футболистов, формы, логотипы и лица реальных игроков.
Ошибки Konami
Вышло очередное поколение игровых приставок PlayStation 3 и Xbox 360. Компания активно развивала старую структуру искусственного интеллекта до последнего момента. Поэтому в PES до 2010 года использовался плохой движок и не поддерживались составляющие, которые предлагал другой разработчик. Konami купила права на Лигу Чемпионов.
Разработчики “Фифы” в это время оттачивали элементы игры до совершенства. В ФИФА 2009 стали доступны различные явления природы. Улучшилась графическая составляющая и взаимодействие спортсменов с мячом. “Карьеру тренера” также проработали. Впервые добавили веб-приложение Ultimate Team, оно на тот момент являлось платным.
Что было дальше?
После покупки прав на использование Лиги Чемпионов японцы решили приобрести права на турнир Лиги Европы. В PES 2011 появились режимы “Мастер-лига” и “Стань легендой”. В режиме легенды можно было по карьерной лестнице продвинуться с самых низких точек до вершин мирового футбола. Фанатские патчи сделали “Песку” интересной и увлекательной.
В ФИФА 2012 произошли кардинальные изменения. У игроков появился дриблинг и улучшились пасы, стали доступны новые тактические схемы. Более реалистичными стали выглядеть все действия игроков на поле. Порадовал измененный режим карьеры. С этого момента и началась доминация FIFA в жанре футсимов.
Японцы предусмотрели выход PS4 и Xbox One. Ими был разработан искусственный интеллект Fox Engine. Новая “Песка” неплохо функционировала на приставках и подходила для персональных компьютеров. Графика оставляла желать лучшего.
“Песка” выглядела смазано, когда FIFA 2014 полностью раскрыла свой потенциал на приставках нового уровня и казалась полностью доработанной новой версией игры. Новинки коснулись не только геймплея, но и доступных режимов.
Сетевой режим
В FIFA 2014 стали доступны различные кооперативные режимы. Также в этой версии “Фифы” полностью обновили режим Ultimate Team. И сейчас он поддерживается и модернизируется разработчиками. Благодаря широкому выбору, различным лицензиям, контенту игра по сети не казалась скучной и однообразной.
Падение PES
Компания Konami использовала собственный аналог Ultimate Team под названием My Club. Появился этот сетевой режим в PES 2016. Отсутствие лицензионных соглашений и слабый спрос на сетевые баталии не позволили игре стать популярной и составить конкуренцию “Фифе”. Разработка нового режима не увенчалась большим успехом. А на фоне того что в 2018 году “Песка” потеряла лицензию на евро-турниры, игра стала скатываться на дно. Игровые режимы стали более упрощенными, геймплей не развивался. Разработчики заявили, что это следствие перехода на новой игровой движок.
Начиная с 2019 года PES начал называться eFootball. Но сама игра мало чем отличалась от своих предыдущих аналогов. Через год вышел новый патч с актуальными составами.
В 2021 году Konami начала использовать новаторский Unreal Engine 4, намереваясь вывести “Песку” на новый этап развития. EFootball 2022 была представлена как полностью бесплатная разработка, в которой в дальнейшем необходимо оплачивать донат. Различные режимы игры постепенно можно будет добавлять. Данное решение оказалось самым худшим за всю историю. Пользователи постоянно рассказывают о плохой графике, большом количестве багов и отсутствии нужного им контента. Несмотря на обещания разработчиков все решить, слабо верится, что им удастся разобраться с основными проблемами своего футбольного творения в ближайшее время.
Серия FIFA с 2017 года использует систему Frostbite, которая ранее применялась в различных играх от EA. Также в “Фифе” появился режим истории, где от а до я рассказывается жизнь вымышленного футболиста. В FIFA 20 стал доступен режим Volta. Это своего рода уличный футбол. Ежегодно игру улучшают и дорабатывают. С помощью Volta разработчики хотели вернуть фанатов серии FIFA Street (некогда популярная уличная аркада).
Нужно отметить, что последней взломанной версией является FIFA 2019. Далее во всех играх нужно проходить проверку активации в онлайне. Нормально взломать “Фифу” 20 и более высокие версии без танцев с бубном не получится.
FIFA 2022 года отличалась обновленным геймплеем. Более удачным стали переводы мяча по воздуху, дальние удары, пасы. Игроки обрели новые движения, и игра воспряла реалистичностью.
Развитие “Пески” остановилось еще пару лет назад. Фанаты ожидали огромных изменений от нового движка. Но кардинальных изменений не произошло, и мы видим, что PES уже не тот. Возможно, в дальнейшем Konami удастся стать главенствующей и вывести собственную серию на прежний уровень. Возможно, это произойдет, когда в игре появятся интересные режимы, а фанаты начнут создавать необходимые патчи. Время покажет.