9 декабря прошлого 2021 года студия разработчиков 10 Chambers представила кооперативный шутер (или, как называют этот жанр на постсоветском пространстве, стрелялка) с элементами хоррора. Слоган игры GTFO гласит: “Действуйте сообща или умрете вместе”. Действительно, даже незначительная ошибка одного из команды может привести к поражению. Геймплей требует от игроков максимальной сдержанности и умения работать в команде. Но так хороша игра, или лучше оставить этот харкор, дабы поберечь нервы? Обзор игры GTFO и все ее подводные камни читайте в этой статье.
С чего начинался GTFO — история, содержание, уникальность
У основателя 10 Chambers Ульфа Андерссона уже был опыт в разработке игр: он вместе с братом создал серию PayDay еще в далеком 2011 году. Однако пути братьев разошлись по коммерческим причинам. Тогда Ульф основал отдельную студию и собственноручно выпустил игру. Концепция GTFO, по мнению самого создателя, получилась “слишком недружелюбная и специфическая”. Однако многим геймерам она пришлась по вкусу, и многие играли в некую бета-версию два года до выхода официального релиза. С тех пор немногое изменилось в GTFO: добавились новые карты, оружие, были исправленные ошибки и улучшена работа искусственного интеллекта (противника). Однако содержание осталось прежним.
Сюжет GTFO не самый предсказуемый, в чем состоит часть уникальности игры. Если коротко, то вы (в том числе и ваша команда) — четверо заключенных, находящихся в плену у Смотрителя (определенная личность как таковая неизвестна), который отправил бедолаг в заброшенный комплекс. Чтобы получить его снисхождение, игрокам нужно выполнять задания и добывать ценные вещицы. Однако все не так просто: ходы и лабиринты в подземном комплексе кишат разного рода тварями и монстрами, которые запросто могут убить всю команду, сделав они одно неловкое движение (о чем и говорилось выше). А разбросанные трупы заключенных свидетельствуют о том, что игроки — не первые, кто попытался проникнуть в недра комплекса.
Уникальна GTFO как шутер в принципе. В ней нет группы отчаянных вояк, навыки которых мастерски отточены, а сами бои идут довольно вяло и однотипно. И хоть разработчики больше уделили внимание жесткому геймплею, чем сюжету, в нем все равно есть интересные моменты и неожиданные повороты.
Интересные моменты сюжета
Как таковой четкой сюжетной линии в игре нет. Есть ряд определенных заданий, которые игрокам необходимо выполнить, чтобы пройти игру — в этом и заключается сюжет. Но есть некоторые моменты, которые помогут глубже окунуться в мир GTFO.
В начале прохождения игры GTFO у многих возникает множество вопросов. Кто такой Смотритель и почему бойцы у него в плену? Что за комплекс, на котором они находятся, и откуда взялась куча тварей? Какую награду получат герои, когда справятся с заданием: банальные ресурсы или свободу? Часть ответов на эти вопросы можно найти, исследуя терминалы, разбросанное по всему подземелью. В них обрывками записана информация от предыдущих заключенных. Сами разработчики говорят о том, что история будет собираться как пазл из кусочков речей и информации, оставленных спятившим заключенным, которому удалось сбежать, и теперь он скитается где-то в глубинах комплекса. Конечно, те, кто предпочитает цельный развернутый сюжет, будет выполнять задания, не обращая внимания на подсказки.
Неожиданным поворотом может стать перемещение в другую локацию — из подземелье в ярко освещенную пустыню или в дремучие заросли. Это, как утверждают 10 Chambers, будет заставать отряд врасплох и встряхивать их, приводить в наибольшую боевую готовность. Телепорт может осуществляться на несколько секунд, а может длиться и пару минут. К тому же, в новой локации бойцы встречаются новыми монстрами, иногда намного хуже подземных тварей. И что самое неприятное, при перемещении в катакомбы их может затянуть вместе с героями.
Еще одна интересная деталь, которая подтверждает, что работать нужно не в одиночку, а сообща. Кстати, не стоит полагаться на рандомных игроков: лучше иметь собственную команду. Это максимально облегчит прохождение и будет понятнее, как играть в GTFO правильно. Так вот, метки на карте потеснили короткие голосовые команды, которыми игроки могут обмениваться в режиме реального времени. Манипуляции осуществляются с помощью мыши, внутри есть все необходимые реплики для общения.
Геймплей — как не умереть на первой минуте
У каждой команды со временем вырабатывается собственная тактика ведения боя и способа выполнения заданий. Однако есть моменты, которые стоит соблюдать всем без исключения.
- Первое и самое важное — игроки должны вести себя максимально тихо. Не издавать никаких подозрительных шумов, часто использовать голосовые команды и бездумно стрелять. Так шанс, что вас найдут и уничтожат, существенно ниже. Сюда же относятся и топот, пищание электронной отмычки и треск ломающегося замка. Лучше пренебречь этим, когда твари совсем близко.
- Все монстры — слепые. Это отчасти облегчает передвижение, поскольку есть возможность прокрасться перед ними и остаться незамеченными. Однако впадать в крайности и направлять на них свет фонаря тоже не следует — его чудовища заметят. Также, как известно, у слепых лучше развиты другие органы чувств, а при необходимости твари могут их обострить. Поэтому, если вами замечено движение, то лучше переждать, когда монстры утихнут.
- Стрелять надо в голову, а группу монстров либо окружать по договоренности, либо заведомо обходить стороной. Так вас либо не заметят, либо высок шанс того, что вы победите тварей.
- Игроки должны действовать синхронно, сплоченно и оперативно. Это, пожалуй, главное правило в борьбе за выживание в этом шутере. Собрать четверых игроков в единое целое — очень непростая задача. Действие одного отражается на всей команде и на ресурсах каждого. Именно поэтому мы не рекомендуем играть с рандомными людьми, если вы планируете основательно подойти к прохождению.
- Разработчики не предусмотрели никакого, даже малейшего, обучения. Поэтому, чтобы приноровиться и разобраться во всем, нужно пробовать не один раз, и желательно с одним составом. Многие фишки знают только опытные игроки, поэтому первое время можно играть и с ними. Как вариант — прохождение с командой ботов, однако искусственный интеллект, как мы знаем, иногда подводит и не всегда мыслит неординарно.
- Системные требования GTFO оказались не завышенными, несмотря на всю графику и качество игры. Хватит оперативки на 8 Гб, процессора i5 2500K и видеокарты GT 1030. Если железо мощнее и круче — будет только интереснее, и даже в некоторых местах более неожиданно и жестко.
Если вы планируете играть в GTFO на русском, то соберите команду заранее. В основном приятный компаньонов можно найти, вбив в поиск английский язык. Тренируйте навыки кооперации, набирайтесь опыта и приберегите нервы для этой интересной, но порой находящейся на грани безумия игры.